Как можно избавиться от напрасных страхов
- Обновлено 14 Апрель 2015
Как можно избавиться от напрасных страхов. Когда не помогают успокоительные и медитация, когда волнение начинает управлять жизнью, становится очень плохо. Психолог Елена Самойлович щедро делится с читателями MedPulse своими способами избавления от волнения. И предлагает их и нам опробовать на себе.
Попробовать стоит, ведь многие не живут, а только дрожат и боятся шаг шагнуть. А вдруг?!
Ох, как же меня трясло на школьных выступлениях, на выпускном, на вступительных экзаменах, на сессиях и на собеседованиях. Руки мокрые, голос то пропадает, то срывается на писк, подмышки — открытые краны. Ничего не спасало! Ни настой мяты на ночь, ни ромашка вместо кофе с утра, ни дыхательная гимнастика. Много лет я прожила в постоянном жаре-холоде от зашкаливающего волнения. А теперь я не волнуюсь. Совсем. Никогда.
Знаете, что произошло? Я попросту увидела, что такое волнение, и разобралась, зачем я переживаю. Когда я поняла, что за последние полгода и ни разу (!) не встревожилась, я собрала воедино все свои мысли и открытия насчет беспокойства. Набралось на целую страницу. И мне захотелось поделиться своими соображениями с теми, кто все еще мучается, не в силах реагировать на новости и события спокойно.
Что такое волнение?
Тревожность появляется от неизвестности. Стоит студенту-отличнику не выучить один из ста билетов, и бедняга будет красочно представлять, как вытаскивает именно его. Так устроена наша психика. Человеческий мозг не в состоянии существовать в тотальной неясности. Чтобы от нее избавиться, он готов придумать худшее и тут же в него поверить: бояться страшного гораздо легче, чем вообще не знать, что случится. А, уж, почему мы с такой готовностью выбираем из множества вариантов самый плохой — вопрос личной осознанности и мудрости.
Какой из вас предсказатель?
Посчитайте, сколько раз вы в точности "знали", как что-то будет происходить. А сколько раз удивлялись неожиданной развязке? Все ваши "я так и знал" — не что иное, как совпадение. С тем же успехом вы могли бы случайно предречь другой вариант развития событий.
Я голосую за то, чтобы представлять как можно больше хорошего и приятного, а не мрачного и нежелательного. Все равно случится то, что случится, и пока вы просто ждете, вы вынуждены бездействовать и не можете повлиять на исход. В ваших силах воображать не картинки катастроф, а радостные фотокарточки, на которых запечатлены моменты удачи, везения и прекрасных достижений.
Волнение питается энергией
Самое противное, что тревога забирает почти все наши ресурсы. Не знаю, как вы, а я, когда нервничала, едва могла есть и спать. Об учебе, работе, даже о чтении и любом другом отдыхе можно было забыть — моих сил хватало только на беспокойство.
Кстати, совершенно случайно я нашла чудный способ снизить накал своего смятения. Я отправляла весь ментально-эмоциональный бунт в бег и физическую разрядку. Иногда мне хватало стремительной пробежки вокруг дома. В другой раз я схватила дочкину скакалку и прыгала до тех пор, пока не рухнула от усталости. Зато все переживания ушли в обессилевшие ноги.
Мысль о вреде волнения
Чудно-спасительной выручалочкой стало понимание, что тревога делает меня больной. Когда я волнуюсь, я напряжена и дергаюсь, у меня пропадает аппетит и сбивается сон, колотится сердце и взлетает давление. Еще и голова может заболеть. После дня тревоги приходится двое суток отлеживаться.
При этом я смотрю на свою шестилетнюю дочку. Она не знает, что такое беспокойство! Даже если ей предстоит поход к стоматологу и отвратительное сверление зуба, она боится только три минуты перед самым кабинетом. Все остальное время ей есть чем заняться: она радуется распустившимся цветам, бегает за бабочками, знакомится с детьми на улицах, гоняет на самокате, гладит магазинного котенка, ходит за мной с требованиями почитать и поиграть. Ест за троих и спит, как младенец. Она здорова и не страдает никакими нервными расстройствами.
Когда я связала умение ловить каждую мелкую радость и физическое здоровье, я решила, что буду учиться у детей. В них встроено стремление не болеть, они запрограммированы на быстрое восстановление и мгновенное забывание любых неприятностей. Призыв восточных мудрецов "Будьте как дети!" обрел, наконец, понятное содержание.
О чем я волновалась год назад?
Когда я поняла, что за год мои поводы для тревоги и расстройства изменились шестьсот семьдесят девять раз, я засмеялась. Все, о чем я переживала двенадцать месяцев назад, оказалось не более чем эпизодами, едва стоившими внимания.
Я осознала, что вся моя тревога возникала по одной-единственной причине: я хотела все контролировать. Я могла быть спокойной, только если прочно держала в руках каждый аспект своей многосторонней жизни. Поэтому я никогда не была умиротворенной и безмятежной — я слишком много волновалась.
Я отпустила вожжи. Я решила, что больше не хочу, чтобы каждое мое "сейчас" было зудящим страхом перед тем, что еще не случилось.
Я отпустила вожжи. Я решила, что больше не хочу, чтобы каждое мое "сейчас" было зудящим страхом перед тем, что еще не случилось.
В тот момент я поняла: я знаю, что такое счастье.
По материалам: vopes.com