DirectPress

 
Вы здесь: Главная Здоровье Стало известно, как отличить у детей капризы от неврозов

Стало известно, как отличить у детей капризы от неврозов

Стало известно, как отличить у детей капризы от неврозов

Стало известно, как отличить у детей капризы от неврозов. Наверное, каждому из нас приходилось наблюдать детей, истерично кричащих «не хочу!» (есть, одеваться, идти в школу или детсад...). Причины такого поведения у детей могут быть разными. Хорошо, если это просто каприз — тогда родителям достаточно просто спокойно и терпеливо поговорить с ребенком. А если у малыша развивается невроз, все гораздо сложнее

Каприз — это немотивированное упрямство ребенка (хочу-буду!), негативизм по отношению к взрослым — лишенное разумных оснований сопротивление их требованиям. В основе детского каприза - категоричное желание добиться чего-то, что ему запрещено. Как правило, капризы сопровождаются слезами, криками, топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку вещей, валянием по полу. Такое поведение ребенка — прямое следствие неправильного поведения родителей, которые по разным причинам (лень, занятость, недостаток терпения или просто глупость) потакают ему во всем. Таким родителям проще уступить прихоти ребенка, чем объяснить, почему эта прихоть не должна быть выполнена.
А неврозы — это нервные расстройства, которые характеризуются невозможностью контролировать себя и свои эмоции во время таких состояний, как растерянность, страх, гнев, тревога и беспомощность. У детей появляются неврозы как следствие того, что они не справляются с межличностными отношениями и требованиями среды.
Проявляются неврозы по-разному: в повышенной возбудимости, раздражительности, гиперактивности, агрессивности. Невроз может проявляться и соматически: головными болями, нарушениями сна и т.п.
Характерные признаки детских неврозов — повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, плаксивость. У некоторых детей отмечается чрезмерная боязливость, мнительность, тревожность. Они не переносят громкие звуки, яркий свет, резкие запахи. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством, гиперактивностью. Снижается внимание, работоспособность, отмечается нарушение сна и аппетита.
Среди младших школьников часто встречается невроз страха, одна из разновидностей которого — школьный невроз. Малыши, не приученные к самостоятельности, плохо привыкают к школьной обстановке. Необходимость посещать школу вызывает у них раздражение. Нередко в ответственные моменты появляются рвота, недержание мочи.
В некоторых случаях школьный невроз принимает форму навязчивого страха устного ответа. Ребенок, прекрасно выполняющий письменные упражнения, совершенно теряется у доски — бледнеет, краснеет и не в силах справиться с самым простым заданием.
Причинами неврозов могут быть эндогенные факторы (генетическая предрасположенность, наследственные заболевания и врожденные патологии), школьные, семейные, межличностные конфликты).
Остановимся на том, что нужно знать каждому родителю.
В детском возрасте психиатры выделяют четыре уровня нервно-психологического реагирования: сомато-вегетативный (в возрасте до 1 года), психомоторный (от года до трех), аффективный (до 6 лет) и идеаторный (подростковый возраст), в зависимости от которых проявляются различные симптомы неврозов.
В самом раннем детстве у ребенка формируется такая базисная характеристика личности, как доверие-недоверие. Если в это время ребенка редко берут на руки, если он чувствует дефицит любви, заботы и тепла, то на протяжении всей жизни доверие к людям у него никогда не появится, а отсюда агрессия. В младенческом же возрасте отсутствие или дефицит родительской любви приводят к таким проявлениям невропатии, как расстройства сна и стула, рвота, испуги.
Не следует впадать и в другую крайность — в гиперопеку. Нужно ребенку предоставлять возможность проявлять самостоятельность. Иначе в период психомоторного реагирования, когда формируется самостоятельность, в ребенке не закрепится такая важная черта. В это же период формируется чувство стыда. Если ребенка постоянно критиковать и упрекать, в нем закрепится это ощущение. В этот период нервные расстройства проявляются в форме гиперкинезов (тиков), заикания, неврозов навязчивых состояний (некоторые грызут ногти, другие «хмыкают» носом).
В третий кризисный период особенно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка возникают такие базисные характеристики, как инициативность и чувство вины. Важно, чтобы в дошкольном возрасте инициативность поддерживалась и развивалась. Чувство вины порождает страхи, межличностные отношения не складываются. Ребенок становится изгоем или конформистом (как все, не хочет выделяться). В этот период возможны такие проявления неврозов, как тревожность, аффективные расстройства (крики, гиперактивность), страх перед животными, темнотой и т.д.
В подростковом возрасте формируются такие базисные характеристики личности, как деятельность и ощущение полноценности-неполноценности. В подростках закладываются основы самоуважения, самореализации, самоутверждения. Самые сложные невротические расстройства, которые перерастают в психотические расстройства (психозы), — у детей подросткового возраста. Неправильное поведение взрослых может привести к комплексу неполноценности, депрессии, нервной анорексии и другим серьезным нарушениям психики.
ЧТО ЖЕ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Опасность неврозов как заболевания не в тяжести или неизлечимости, а в отношении к ним. Большинство родителей не замечают, а если замечают, то машут рукой: само пройдет! Это грубая ошибка! Запущенные неврозы приводят к психозам — а это значительно более тяжелые заболевания. Если неврозы — это нарушения, при которых не нарушается восприятие внешнего мира, не извращается отношение к обществу, не отмечается резких изменений поведения, то при психозах страдает вся личность, в том числе, ее умственная деятельность.
Если малыш после трехлетнего возраста часто мочится в кровать, если у него дергается какой-либо мускул на лице, если он грызет ногти, категорически отказывается от еды, заикается, если у ребенка нет побуждений к познавательной деятельности, он слишком активен и не может сосредоточиться на чем-то одном, его речь похожа не младенческий лепет, родители должны подумать о возможном неврозе и обратиться к специалистам.
Проблемами детей до 3 лет занимаются детские невропатологи. А вот дошкольников уже можно вести на консультацию к детским психиатрам. В нашей области в каждом городе и в некоторых районах есть такие специалисты — всего их 33. В Областной клинической психоневрологической больнице есть 2 детских отделения, 2 дневных стационара, один из которых логопедический, а также кабинет социально-психологической помощи, где работают прекрасные специалисты, оказывающие бесплатную комплексную помощь. Кроме этого, в детсадах, реабилитационных центрах, в частных структурах помощь оказывают логопеды.
В школах могут оказать помощь школьные психологи. К сожалению, не все преподаватели, несмотря на педагогическое образование, правильно ведут себя с детьми, иногда сами провоцируют у них неврозы.
Сейчас, когда остро стоит вопрос профилактики психических расстройств, мы проводим профосмотры детей с детского сада, но только с разрешения родителей. В учебных заведениях школьные психологи для осмотра психиатрами отбирают проблемных детей, нуждающихся в консультации.
Правильно поставленный диагноз и своевременно начатое лечение (медикаментозное, психотерапевтическое, а чаще всего — комплексное) поможет избежать больших проблем в будущем. Не запускайте эту проблему! Детская нервная система очень эластична и легко поддается коррекции. Однако чем дольше вы будете тянуть с консультацией, тем длительнее будет лечение.
По материалам: mednurse.ru








 
загрузка...
 

Новости партнеров

 
загрузка...
 
 

Новости партнеров

Монетизируй свой сайт

Статьи

Новое
left