DirectPress

 
Вы здесь: Главная Здоровье Что стоит знать о гиперактивном ребенке

Что стоит знать о гиперактивном ребенке

Что стоит знать о гиперактивном ребенке

Что стоит знать о гиперактивном ребенке. Многие мамы и папы, увидев спокойного, увлеченно занимающегося своим делом ребенка, завистливо вздыхают: «А мой-то ни минутки спокойно посидеть не может!..» И часто не подозревают, что чрезмерная активность — это не черта характера, а диагноз. 

Чем же так отличается от других гиперактивный ребенок раннего возраста? И как вести себя с ним нам — родителям?..
Откуда растут проблемы?
Откровенно говоря, большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями (учителями) — это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста.
Очень часто к «шилу в попке» добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Почему у детей формируется такое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследственность, и инфекционные заболевания в младенчестве, и даже — как ни странно — пищевая аллергия, вызванная искусственными добавками. Но, по статистике, чаще всего (в 85 процентах случаев) к гиперактивности приводят осложнения во время беременности и (или) родов. Например, если мама страдала от токсикоза во время беременности, то из-за ее плохого самочувствия у ребенка не успевают «дозреть» некоторые механизмы работы головного мозга. В случае травматичных родов схема другая. Дело в том, что во время прохождения ребенка через родовые пути матери между центрами его головного мозга устанавливаются определенные связи. Если же «порядок» родов нарушен (скажем, в случае кесарева сечения), эти связи могут установиться не совсем так, как задумала природа.
Портрет в рамочке
Несмотря на то, что медики расходятся во взглядах на гиперактивность, приблизительный психологический портрет ребенка раннего возраста с такой проблемой все же существует. Вот его основные черты:
- гиперактивный ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-либо;
- ему трудно дослушать собеседника до конца, без конца перебивает других;
- часто «не слышит», когда к нему обращаются;
- не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;
- с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит до конца начатое;
- с завидной регулярностью теряет свои вещи;
- даже в школьном возрасте не способен самостоятельно следовать распорядку дня (нуждается в «палочке-погонялочке»);
- легко забывает все, что его не интересует;
- руки беспокойные, ребенок постоянно что-то крутит, ковыряет, барабанит пальцами;
- спит мало;
- говорит много;
- часто под влиянием эмоций совершает необдуманные поступки;
- не любит и не умеет ждать своей очереди;
- движения резкие, неожиданные, в результате окружающие предметы с грохотом летят на пол.
Если перечисленные симптомы вам до боли знакомы, не спешите хвататься за голову. Поставить диагноз может только доктор, да и то не при первой встрече. Квалифицированные специалисты наблюдают ребенка на протяжении нескольких месяцев, назначая при необходимости дополнительные исследования. Ведь практически каждый из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка раннего возраста, но и о какой-то другой особенности развития. К тому же очень важно, как долго ребенок проявляет себя подобным образом, возможно, речь просто идет об очередном этапе взросления «с побочными эффектами», а не о неврологическом диагнозе.
Подсказки для родителей
Не секрет, что от общения с гиперактивным ребенком даже самые терпеливые родители и самые опытные педагоги подчас теряют терпение и начинают «бегать по потолку»: ну никакого сладу с этим «вечным двигателем»! Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться от своего чада желаемого поведения.
- Почаще поощряйте своего малыша — такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (сладостях, игрушках и т. д.). Старайтесь обращать внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с особым трудом — усидчивость, аккуратность, последовательность, пунктуальность и т. д.
- Учебные и развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше.
- Свои просьбы ребенку формулируйте покороче — в 1-2-х предложениях, чтобы он наверняка дослушал до конца.
- Гиперактивные детки очень быстро утомляются. Поэтому почаще делайте перерывы в занятиях (в любых, даже интересных для ребенка).
- Помните: когда ваш ребенок в общественном месте начинает себя вести неприлично с точки зрения общепринятого этикета (громко говорить, кричать, вертеться), одергивать его бесполезно. Постарайтесь отвлечь его внимание интересным разговором, ласково погладьте ручки, щечки. Приятные тактильные ощущения помогают снять эмоциональное напряжение. А чтобы не испытывать чувство стыда перед окружающими, постарайтесь убедить себя, что ребенок не виноват в том, что родился таким, он и сам страдает от своей непоседливости.
- Занимаясь с гиперактивным ребенком, не требуйте от него выполнения сразу нескольких условий: сидеть смирно, писать (вырезать, рисовать и т. д.) аккуратно, слушать внимательно и т. д. Выберите один пункт, который в данный момент наиболее важен, например писать аккуратно, а за то, что ребенок поминутно вскакивает, грызет ручку, то и дело отвлекается, постарайтесь его не ругать. Если ребенок выполнит это условие — обязательно похвалите. В следующий раз выберите другое условие — сидеть спокойно.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок четко следовал распорядку дня, перед окончанием одного дела и при переходе к «следующему пункту программы» обязательно напоминайте ему (лучше не один, а 2 — 3 раза): «Играть осталось 10 минут, потом — обед!» Дети постарше, которые умеют определять время по часам, могут готовиться к смене деятельности с помощью будильника.
- Сам же распорядок дня составляйте таким образом, чтобы ребенок не слонялся без дела и 10 минут. Такого малыша нужно постоянно чем-то занимать, чтобы он не перевозбуждался.
- Очень полезно записать гиперактивного ребенка с раннего возраста в спортивную секцию и (или) регулярно играть с ним в спортивные игры.
- Самый лучший вариант, если родители и воспитатели (учителя) объединят свои усилия в воспитании такого сложного ребенка и будут действовать сообща. Единые требования в детском саду (школе) и дома помогут маленькому человечку быстрее привыкнуть к порядку.
Осторожно: ловушка!
Известно немало случаев, когда родители гиперактивных детей с дефицитом внимания, «купившись» на их высокие интеллектуальные способности, отдавали свое чадо в школу несколько раньше, чем это было необходимо. А почему бы и нет? Ведь если ребенок, например, в 4 года научился читать, к 5-ти складывает в уме или считает до 100 и весело декламирует коротенькие английские стишки, что ему делать в детском саду?
Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей — асинхрония развития. Малыш действительно по некоторым параметрам опережает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. (Часто опережение идет именно в плане развития интеллекта, а отставание — в вопросах социализации.) Для такого ребенка урок длительностью в 30 минут равносилен пытке. Он станет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей и, умея решить сложную задачу, будет 20 минут раздумывать над элементарным примером. А его буковки будут скорее напоминать диковинных насекомых. Он просто еще «не дозрел» до школы физиологически и психологически!
Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного ребенка с дефицитом внимания в школу, его совершенно необходимо показать специалистам, желательно нескольким, например: неврологу, психологу, дефектологу. А потом — следовать полученным рекомендациям, спрятав свои родительские амбиции до лучших времен.
Если вы поняли, что «погорячились» со школой уже когда ваш ребенок пошел в первый класс, еще не поздно вернуть его в сад, «отыграв» для него еще один кусочек детства. Опыт показывает, что факт перехода из детского сада в школу, как правило, более важен для пап и мам, нежели для самих юных школяров.
Даже у сложных задач всегда есть свое решение. А когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь не только себе, но и маленькому, пока беззащитному перед этой жизнью человечку, появляются силы, находятся специалисты и нужная информация. И пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите свое дитя, а оно любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь со всеми проблемами.
По материалам: news-smi.ru








 
загрузка...
 
 

Новости партнеров

 
загрузка...
 

Новости партнеров

Статьи

Новое
left